Меню
О диктанте в вашем городе Москва
Другой город?
Новости и публикации
18 мая 2010
Новости
Анализ сочинений
Дорогие участники конкурса сочинений «Как я писал Тотальный диктант»! Независимые (в процедуре знакомства с вашими работами) единомышленники и эксперты – Н. Б. Кошкарёва, О. М. Исаченко, Е. Н. Сорокина – прочитали 23 работы, и победителем стало то сочинение, которое безоговорочно и сразу понравилось всем (без всякой дополнительной мотивации). Следующая группа работ была выделена на абсолютно разных основаниях: какая-то работа показалась острой и полемичной, другая остроумной, третья – актуальной и т. д., конкретные качества сочинений-победителей будут отражены в номинациях (сохраняя интригу до награждения, оставим их в тайне). Отбор проходил непросто, потому что все сочинения получились оригинальными и интересными. Хотелось бы отметить работы тех, кто не попал в short-list, но в чем-то оказался особенно хорош и неподражаем. При анализе этих работ преобладали уже не эмоции, а здравые размышления и скрупулезный анализ композиционно-содержательной структуры конкурсных сочинений. Следуя хронологическому принципу, представим положительные и сильные стороны (красивые фрагменты текста, замечательные и правильные рассуждения, изысканные риторические приемы и т. п.) работ, не ставших «призовыми». 1) Автор: Вежливый лось. В сочинении подкупает детски-трогательная форма – жанр сказочного приключения милых зверят и больших зверей. 2) Автор: Мария. Сочинение блестящее! К сожалению, не попало в число призеров из-за некоторого количества пунктуационных и орфографических ошибок. Отдельное спасибо за позитив и критическое отношение к речевой деятельности: «Радуешься, видя множество людей, с которыми тебя объединяет любовь к русскому языку и стремление писать и говорить грамотно. Я перестаю чувствовать себя одинокой, когда вижу, что есть люди, которые также, как и я, замечают ошибки на рекламных плакатах, в газетных статьях, в титрах и на ценниках. На работе рука сама тянется расставить запятые в деловой переписке с таможенными или налоговыми органами, исправить в столовой гордую надпись в меню – венигрет, поправить коллегу, которая просит подать ей тубаретку» (цит.), а также за место сказанное – гудящий улей радостно-возбужденных людей. 3) Автор: Асия. Спасибо за восторженное отношение к автору текста: «Текст от Бориса Стругацкого - восторг! Даже, если бы он написал не про кризис в Языке, а про особенности приготовления омлета. Текст от части АБС – почти как личный привет в Новосибирск, далекий, еще серовато-грязный и весенний» (цит.). 4) Автор: Maria_nsu. Спасибо за благодарный позитив: «Здорово, что мероприятие объединяет так много совершенно разных людей, а самое главное, призывает людей к грамотности», а также за методически правильные выводы: «В общем, есть над чем подумать, чем позаниматься, что подучить»; «…мы учим английский, французский, немецкий, и забываем, как это важно – владеть нашим русским языком. И думаю, нам нужно гордиться теми, кто получает за диктант пятерки. Ведь допустить ошибку можно и случайно, а написать Тотальный диктант без ошибок случайно нельзя!» (цит.). 5) Автор: Анастасия. Спасибо за кинематографичность (оригинальный прием наблюдения за происходящим: «Камера наезжает!») и бурные аплодисменты: «…мы все, писавшие диктант, аплодируем … себе за то, что смогли прийти и написать своей рукой небольшой текст, вписав себя в историю!» (цит). 6) Автор: Ирина. Спасибо за смелую попытку поэтизировать прозаическое дело, которое для многих (и для автора стихотворных строк) стало нелегким испытанием: …Листочки раздали, диктатор готов Вот текст пред глазами... О, ужас! Мне в слове писать букву "а" или "о"? А здесь запятую не нужно? Сбиваются мысли... Вдох-выдох, вновь вдох... Не помню со школы я правил. Надеюсь, мой русский не так уж и плох, А плох – я согласна исправить! (цит.) 7) Автор: St.Iris. Спасибо за высказанное мнение, созвучное нашему убеждению: «…заменять диктант заполнением слепого текста никак нельзя. Я против категорически. Мы же совсем разучимся писать! В первом абзаце я допустила ошибок больше, чем во всем остальном тексте. Когда человек пишет от руки, иногда не задумываясь даже о написании слова, проявляется его реальный уровень грамотности» (цит.), за поддержку слогана «Тотального диктанта»: «…я, правда, считаю, что быть грамотным модно» – и позитивную установку на грамотность: «Особенно приятно, когда без орфографических, а иногда и пунктуационных ошибок пишут молодые люди» (цит.) – по сути, новое смысловое содержание призыва: «Даешь, молодежь!». 8) Автор: Не интеллектуалка. Спасибо за неприятие орфографических ошибок на физиологическом уровне: «Когда я вижу неправильно написанное слово, у меня возникает противное ощущение в животе» (цит.), спортивный азарт: «В этот же вечер я начала тренироваться: достала с полки и сдула пыль со справочника Розенталя…, повторила несколько сложных правил…» (цит.) – и за идею социальной рекламы в будущем году: «Новосибирск – культурный город! Да будет так!» (цит.), с продолжением: «Все на Тотальный диктант!». 9) Автор: Markiza. Спасибо за «улыбчивое» сочинение, светлые воспоминания о школе и новый афоризм: «грамотность – понятие растяжимое» (цит.). 10) Автор: anvik. Спасибо за поддержку и продвижение идеи Тотального диктанта в массы: «…мама сказала, чтобы я ее с папой тоже испытала этим текстом», за общее приятное и радостное настроение текста, а также за верно найденные (простые, но рациональные!) основания случившегося: «Просто захотелось как-то необычно провести несколько часов выходного дня, вспомнить юношество и возгордиться собой, что я смогла перебороть лень и тем самым выделилась из своей компании необычным событием в моей жизни!» (цит.). В сочинении кое-что сильно сказано и верно помечено: потрошить словари… (и никак иначе :)); сложная пунктуационная ситуация в тексте (да, это так :)). 11) Автор: Олия. Спасибо за заразительный энтузиазм: «Как всё-таки здорово, что несмотря на всеобщую компьютеризацию и англоязычие, есть ещё «странные «люди, влюблённые в русский язык» (цит.), лестную метафору: «Внутри меня рождается ощущение принадлежности к какой-то «касте» ценителей русского языка», и веру в то, что не для всего в жизни (русской жизни особенно!) нужно искать рациональные основания, а делать просто так, получая при этом несказанное удовольствие: «Никакого рационального зерна в этом мероприятии нет, никакой выгоды не извлечёшь. Участие в тотальном диктанте – это для души, для ума, для особого мироощущения, для осознания, что ты – русский человек, а значит, иррациональный, не поддающийся логическому объяснению» (цит.). 12) Автор: Ирина. Спасибо за отождествление Тотального диктанта с праздненствами (!) и яркое впечатление и выражение уважительного восхищения: «Такое необыкновенное ощущение причастности к чему-то большому и родному. К нашему Русскому языку» (цит). 13) Автор: Психея Зенобия. Спасибо за выраженную благодарность школе и учителям: «И всё же, как я благодарна дорогим школьным учителям, бережно пестовавшим мои некогда скромные дарования!» (цит.) – и выразительные образные средства: чудесный мир грамматики, белоснежный лист, кузница светлых умов, бисер закорючек. 14) Автор: Вера Красавина. Спасибо за ценное предложение создать Дубль-ГИС НГУ, оживление правильных культурных ассоциаций: «Почему-то мне вспомнился Левитан. И Советское шампанское…», за «причинную» и беспричинную гордость: «Текст показался мне несложным, я уверенно, с гордостью написала “слава Богу”, не поставила знака препинания после “диапазона” и вывела фамилии наших классиков с маленьких букв. Очень удивилась, когда узнала, что гордиться можно только последним» (цит.), тонкую иронию: с утра начала планомерно опаздывать, толпа желающих …проявить социальную активность; интересные средства выразительности: толпой оккупировано два фронта: возле обеих аудиторий, мысль погибла в зародыше… 15) Автор: Victory. Спасибо за удачный прием языковой игры в заголовке «Диктатура на ура!» и верное ощущение профессионального методиста: «Несмотря на то, что первый абзац уже был напечатан у всех на бланках, работать с ним было тяжело. Почему-то задание вставить буквы оказалось сложнее, нежели написать на слух. Многое, пожалуй, зависело от “диктатора”: его интонации, темпа. По крайней мере, относительно пунктуации все ориентировались на него» (цит.). Еще раз спасибо всем, кто откликнулся и принял участие в конкурсе! Читая Ваши сочинения, мы не только получили огромное удовольствие, заряд бодрости и убежденности в том, что занимаемся достойным и нужным делом, но и компетентные советы, здравые соображения по поводу того, как его совершенствовать, в каких направлениях работать. Коллективное и личное мнение выразила О. М. Исаченко.

К сожалению, в этом году в вашем городе не проводится Тотальный диктант. Хотите его организовать?