О диктанте в вашем городе Москва
Другой город?
Новости и публикации
13 мая 2010
Новости
Как проверялся Тотальный диктант
Не ошибается тот, кто не пишет тотальный диктант. И ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО ЕГО НЕ ПИШЕТ! (Потому что главная цель проведения этого диктанта – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) Нечего диктатора пинать, коль пунктуация крива (см. комментарий 39 к тексту тотального диктанта) Мы уже выкладывали подробный анализ текста тотального диктанта с комментариями и объяснением правил, а также с указанием точного количества правильных и неправильных ответов по восьми позициям, в которых ошибки допускались чаще всего. Сейчас я хочу рассказать о том, как была организована проверка. Студенты, аспиранты и преподаватели гуманитарного факультета НГУ проверили за один день и две ночи 1171 работу из НГУ, гимназии «Горностай», гимназии №8, Областной библиотеки и книжного магазина «Плиний старший», чтобы в понедельник утром результаты успели появиться на сайте. Это большая, кропотливая и, надо признаться, временами утомительная работа. Особенно тяжело проверять диктанты, написанные небрежно или неразборчиво. Мы благодарим всех, кто постарался написать красиво и отчетливо. От многих работ мы получили поистине эстетическое наслаждение! Мы приносим свои извинения за то, что, возможно, поторопились обнародовать результаты, так как перепроверка внесла некоторые коррективы (как в сторону повышения оценок, так и понижения, к сожалению): мы очень старались оценить все работы по единым критериям. В истории тотального диктанта такая достоверность и сопоставимость результатов достигнута впервые. Конечно, она пока еще не стопроцентная, но мы стараемся минимизировать человеческий фактор, формализовать, насколько это возможно, процедуру проверки и выставления оценки. Проверка диктанта осуществлялась в несколько этапов. Чтобы исключить разные подходы к оценке работ членами большого коллектива, вначале мы обсудили единые критерии, затем проверили все диктанты, после этого трое преподавателей перепроверили весь массив и, наконец, просмотрели все диктанты еще раз, проводя количественные подсчеты по восьми позициям: 1)      первое предложение (комбинация разных знаков препинания); 2)      наличие или отсутствие запятой между словами что, появись…; 3)      постановка двоеточия после слова вверх; 4)      постановка двоеточия после слова нет; 5)      наличие тире перед союзом но после ряда однородных членов. 6)      пунктуация при слове наконец; 7)      написание фамилий писателей с большой или с маленькой буквы; 8)      наличие или отсутствие запятой в сочетании все (,) что угодно; Первые пять позиций – это строгие правила пунктуации, которые описывают постановку знаков в соответствии со структурой предложения (например, предложения с однородными членами при обобщающем слове; бессоюзное предложение, вторая часть которого имеет причинное значение, и др.). Именно эти ошибки явились частотными, что подтверждают количественные данные. 6-8 позиции не имеют строгих ограничений: современные справочники предлагают некоторые рекомендации, которые можно понимать и толковать по-разному, что и продемонстрировали пишущие диктант. Отсутствие ясности в этих предписаниях (разветвленная система исключений, примечаний и исключений из примечанийJ) позволяет интерпретировать правило субъективно (уже не на основе структурных особенностей предложения, как в позициях 1-5), а исходя из общего смысла отдельного предложения в частности и текста вообще J. Возможно, кто-то разочарован результатами диктанта, возможно, они расходятся с привычными школьными отметками, системой ожидания и внутренней самооценкой. Но ведь диктант, который мы писали в этом году, ‒ это не стандартный ученический диктант, строго соответствующий наиболее типичным правилам, адаптированный для школьной программы, за пределами которой часто остается самое спорное и потому самое интересное и увлекательное. Это настоящий, живой текст, отражающий действительную жизнь языка, которая богаче, ярче и противоречивей, чем ее школьная интерпретация. Такой текст позволяет прочувствовать ситуацию с нормированием русского правописания. Далеко не все правила (и особенно правила пунктуации) являются строгими и жесткими, потому что в языке не на любой вопрос можно однозначно ответить «да» или «нет» (см. комментарий по поводу написания фамилий писателей с большой или с маленькой буквы). А кроме того, язык постепенно меняется, меняется также и идеологическая интерпретация некоторых явлений, которая отражается в конечном счете и на правописании. Прекрасный тому пример в тексте данного диктанта – это написание с маленькой буквы слова бог в составе вводного сочетания слава богу. Еще совсем недавно это слово писалось только с маленькой буквы, а до этого – только с большой. Современные справочники предлагают дифференцировать написание в зависимости от смысла, вкладываемого в его употребление. Основной целью проведения мероприятия под названием «Тотальный диктант» является не проверка знаний, не разделение жителей г. Н-ска на «отличников» и «хорошистов», а предоставление удовольствия проверить себя, чтобы понять, чтó я знаю твердо, чтó я еще могу и хочу узнать, в каких именно местах я ошибаюсь, где выбор написания регулируется не так уж строго, где отклонения допустимы, а где жестко ограничены. Ведь без такого знания самосовершенствование невозможно. В течение недели после диктанта за консультацией и комментарием обратились около 170 человек (из них 130 человек – в НГУ), которые хотели точно ЗНАТЬ, где были допущены ошибки и как их исправить. Они не пожалели времени на то, чтобы специально приехать (или прийти), посмотреть проверенную работу и получить ответы на свои вопросы. И этот факт радует нас даже больше, чем 2396 новосибирцев, посвятивших свой выходной написанию диктанта. Зав. кафедрой общего и русского языкознания НГУ, д.ф.н., ответственный тотализатор (преподаватель, обобщающий и группирующий ошибки в тотальном диктанте, ассистирующий тотальному диктатору при чтении диктанта)

Н. Б. Кошкарева

Выберите округ

Дальневосточный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Выберите регион

Выберите город

По регионам

К сожалению, в этом году в вашем городе не организованы очные площадки Тотального диктанта. Вы можете стать организатором акции в 2025 году. Подготовка и обучение начнется уже в этом сентябре.